Ведущие отрасли: обслуживание рыбной промышленности и судоремонт.
Предприятия пищевой промышленности (рыбокомбинат, колбасная фабрика и
др.).
В Николаевском районе выращивают картофель, овощные, кормовые культуры. Птицеводство, мясо-молочное скотоводство.
Месторождения золота, бурого угля, железной руды, алунитов, цеолитов, стройматериалов.
Николаевск-на-Амурский объединенный авиаотряд
682430, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, аэропорт
Телефон(ы): 2-34-02 Факс: 2-34-02
Историческая справка.Николаевск, первый на Амуре
город, основан 1-13 августа 1850 года Геннадием Ивановичем Невельским.
Число первых его жителей составило 6 человек. Первым строением стала изба-ураса,
первым начальником - военный топограф Петр Попов. ааа К весне 1854 года
Николаевский пост представлял собой уже небольшой поселок в составе пяти
жилых зданий: пакгауза: скотного двора и часовни. Для прибывающих судов
была построена пристань. ааа 1854-1856 года - начало бурного строительства
деревень, военных постов и городов на Амуре и Сахалине. В 1856 году была
создана Приморская область, Николаевский пост преобразован в город, получив
свое современное название - Николаевск. Одновременно Николаевску были приданы
права административного центра Приморской области и главного порта на Дальнем
Востоке. В 1858 году число зданий в городе возросло до 200. Был построен
механический завод по сборке и ремонту судов. Открыты: морское училище,
краеведческий музей, библиотека. Начались первые коммерческие рейсы по
Амуру частных и казенных пароходов. Городские причалы стали посещать зарубежные
торговые суда США, Норвегии, Японии.

Находя экономическое развитие города стабильно
прогрессирующим, в Николаевск устремились русские торговцы, коммерсанты,
представители промышленных фирм. В 1860 году в городе было построено
706 общественных и жилых зданий, 10 магазинов, 2 госпиталя, 4 учебных заведения.
Интенсивный рост Николаевска продолжался до 1865 года. Основой его
являлось централизованное субсидирование в сравнительно крупных размерах
из фондов государственной казны. В середине шестидесятых годов прошлого
столетия центр экономической и политической жизни Дальнего Востока перемещается
к югу: Владивосток (основан в 1860 году), Хабаровск (основан в 1858 году)
и Благовещенск (основан в 1856 году), в города более удачно расположенные
в географическом отношении. 15 августа 1856 года Николаевск, переехав во
Владивосток, покинули первые 157 его жителей, а в 1870 году, с перенесением
порта, переселение стало массовым. Так же во Владивосток из Николаевска
перебрались торговые фирмы, механический завод, училища, гимназии, библиотека.
Количество зданий сократилось до 650, так как многие из домов были разобраны
и вывезены на судах. Половина из оставшихся в Николаевске строений пустовала.
В 1872 году Николаевск, оставаясь областным городом, был лишен значительной
части государственных субсидий. В 1880 году с перенесением административного
центра Приморской области в Хабаровку (г. Хабаровск) субсидирование Николаевска
со стороны казны прекратилось. Город перешел на самофинансирование. Хозяйство
его окончательно расстроилось.
С открытием в 80-х годах XIX века крупных
месторождений россыпного золота положение дел на Нижнем Амуре изменилось
к лучшему. Этому способствовала и так называемая "рыбная лихорадка",
вызванная к жизни развитием лососевого промысла. На всем побережье лимана
и устья Амура в короткий срок было создано огромное число рыбопромысловых
и рыбозасольных участков. В районе Николаевска сформировалась рыбопромышленность,
как отрасль хозяйства. На этой основе в городе возродилось судостроение,
созданы предприятия по судоремонту, механической переработке леса и изготовлению
бочкотары. Определенное развитие получили ремесленно-кустарные промыслы.
Николаевск в конце XIX столетия получил значение крупного торгово-промышленного
поселка. Число зданий вновь увеличилось до 2136. Развилась сеть образовательных
заведений: школ, училищ. В 1914 году городу был возвращен статус "окружной
город", в связи с чем началась реконструкция морского порта. Превращение
Николаевска в крупнейший промышленный и торговый центр на Дальнем Востоке
сказалось на его внешнем облике. Город расширился и стал намного красивее,
чем он был в 60-х годах XIX века. Его планировка, выполненная по передовым
планам градостроительства, включала в себя 189 кварталов, 24 улицы и 5
переулков.

Среди государственных и муниципальных учреждений
Николаевска выделялось полицейское управление, уездное казначейство, золотосплавочная
лаборатория, электростанция, почтово-телеграфная станция, механическое
заведение. Немало внимания уделялось и культурному отдыху горожан.
К их услугам предназначались: библиотека, общество любителей сценического
и музыкального искусства, цирк, кинотеатр и фотоателье. Единственным
видом городского транспорта оставался конный, хотя в 1912 году местной
думой было внесено предложение о строительстве в Николаевске трамвайной
линии. Но этот проект так и не осуществился. Население нашего города
в 1917 году превышало 15 тысяч человек. Спустя всего три года оно уменьшится
до 2 тысяч.
Это обстоятельство лишь одно из последствий
трагических событий, разыгравшимся на нижнем Амуре весной 1920 года. Оккупационные
действия отряда партизан под руководством Я.Тряпицина, основанные на идеях
анархизма и террора, привели к полному уничтожению города Николаевска.
В огне пожара погибло более двух тысяч построек, а массивный укрепрайон
("Николаевская крепость") подвергся необратимым разрушениям.
Уникальный и богатейший пласт истории освоения Дальнего Востока был утерян.
С окончательным приходом Советской власти
в 1922 году в Николаевске восстановили судостроение и судоремонт, развивается
рыбопромышленность. В 20-х годах Николаевский район давал 1/3 часть общей
рыбодобычи на Дальнем Востоке. Для обеспечения нужд рыболовной промышленности
был построен ряд рыбзаводов и холодильники. Вырос рыболовецкий и торговый
флот.
В 1925 году наш город был объявлен
"открытым для транзита товаров из стран, имеющих с СССР договорные
отношения". Годом позже город стал именоваться Николаевском-на-Амуре.
Порт в 1939 году был преобразован в морской; определилось самостоя- тельное
морское пароходство. В 1936 году началось строительство судоверфи, а в
1937 - судоремонтного завода (РЭБ флота). аПоворотным пунктом в экономическом
развитии города должна была стать третья пятилетка. В ее материалах было
запроектировано строительство в 1938-1941 годах железной дороги Комсомольск-
Николаевск, кирпичного завода, завода по переработке древесины, колбасной
фабрики, пивоваренного завода, нескольких рыбокоптилен, мясохолодильника
и т. д. Обсуждались вопросы о строительстве нефтеперерабатывающего завода,
для чего предполагалось повернуть линию Охинского нефтепровода в Николаевск,
о создании на базе Налевского и Искинского месторождений бурых углей собственной
топливно- энергетической базы, о разработке Николаевского месторождения
железных руд с целью обеспечения сырьем металлургического завода г.Комсомольска-
на-Амуре. К 1942 году намечено было полностью решить проблему обеспечения
продуктами животноводства и огородничества населения города и области.
Намеченное, в связи с начавшейся войной 1941-1945 годов, осуществить так
и не удалось.аОднако, в 1942 году в строй действующих были введены судоверфь
и судоремонтный завод. В 1960 году на их основе был создан судостроительный
завод. Колбасная фабрика была построена в 1951 году, кирпичный завод -
в 1954 году. В 1959 году пущен комбинат по производству железобетонных,
столярных изделий и пиломатериалов. В 1984 году - завод крупнопанельного
домостроения "Мобиль". Ранее в строй введена Николаевская ТЭЦ.
Кирпичных зданий в Николаевске на 1960 год насчитывалось около 14, а спустя
15 лет их число возросло до 167. Численность населения города в разные
годы составляла:
1858 год - 1757 человек
1860 год - 5000 человек
1875 год - 2043 человек
1891 год - 1844 человек
1895 год - 1000 человек
1897 год - 5667 человек
1913 год - 14000 человек
1917 год - 15000 человек
1920 год - 2000 человек
1926 год - 7356 человек
1930 год - 9500 человек
1933 год - 16000 человек
1940 год - 17900 человек
1985 год - 36800 человек
В 2000 году Николаевск останется в разряде малых городов.
Профиль промышленного производства района (основу которого составляют сырьевые
отрасли горнодобывающей промышленности, рыбодобыча, экспорт леса и судостроение)
сложившийся в первой четверти XX века, крупных структурных изменений не
имел.
http:///www.nikol.ru/