Советская Гавань
Город расположен на берегу залива Советская Гавань (Татарский
пролив), в 640 км от Хабаровска, в 32 км от порта Ванино —
одного из крупнейших российских портов на Тихом океане. Конечная точка БАМа.
Железной дорогой связан с Комсомольском-на-Амуре, строящейся автомобильной
трассой Лидога-Ванино-Советская Гавань город связан с автодорожной сетью края.
Климат умеренный, мусонный. Зима мягкая и снежная, в то же время лето
прохладное, дождливое. На побережье Татарского пролива и залива Советская
Гавань часты туманы.

История.
История района начинается с 23 мая 1853 года, когда во время работы Амурской
экспедиции, которую возглавлял Г.И. Невельской, была открыта одна из
лучших естественных гаваней мира — залив Хаджи. К исследованию Невельского
подталкивала острая необходимость оборудования на востоке России гавани,
которая могла бы принимать большие суда, а также слабая изученность
берегов Татарского пролива: на картах того времени в этом районе не было
обозначено значительных бухт или заливов.
Экспедицию к загадочным берегам по поручению Г.И. Невельского возглавил его
сподвижник, молодой офицер Константин Николаевич Бошняк.
Первопроходцы тронулись в путь в апреле 1853 года, а в мае
был открыт залив, названный Бошняком в честь императора
Николая —Императорской Гаванью.

«Подобную Гавань трудно отыскать в целом мире. Все флоты мира здесь без
труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Мы можем
теперь, имея в руках такую гавань, устье Амура и Сахалин, владеть всею
торговлею северного Тихого океана», — с восхищением писал В.А.
Римский-Корсаков.
4 августа всё того же знаменательного 1853 года Г.И. Невельской
основал «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя
Константина пост» — первое русское поселение в заливе Императорская гавань.
В 1907 году Императорская Гавань становится важнейшим лесоторговым
центром Востока России, здесь основана и работает австралийская лесная
концессия. К 1913 году в гавани существовали три населенных пункта
на берегах бухт Маячная и Японская, а также поселок концессии.
В 1922 году Императорская Гавань была переименована в Советскую Гавань.
Советско-Гаванский район был образован в 1925 году. С 1930 года по 1948 год
входил в состав Приморского края, а в современных границах существует с 1973
года (после выделения п. Ванино из состава района).
В 1926 году выполнены изыскательские работы по прокладке трассы
железнодорожного пути.
30-е и 40-е годы прошлого века стали для Советской Гавани временем активного
экономического развития и формирования социальной инфраструктуры. В это время
строится и приступает к работе первый судоремонтный завод. В июне 1937 года
на судоремонтный завод Министерства Морского Флота прибыл первый плавучий
док грузоподъемностью 5 тыс. тонн, этот год считается датой рождения завода и
морского порта. Построены мелькомбинат, Дальневосточная электростанция
специального назначения, морской порт. Сформирована Северная Тихоокеанская
флотилия, начато строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская
Гавань, по которой в 1945 году было открыто движение. Работают артель «Красный
швейник», предприятия связи, торговли, медицинские учреждения, школы, детские
сады и ясли, клубы, библиотеки, вечерний университет. В 1943 году введен в эксплуатацию
машиностроительный завод, открывается ремесленное училище.
В 1947 году железнодорожная ветка станция «Город Комсомольск-на-Амуре» —
станция «Город Советская Гавань» была введена в эксплуатацию.
В 1948 году город Советская Гавань с прибрежной зоной в составе двух рабочих
поселков и пяти сельсоветов передан из Приморского в Хабаровский край.
В 50-е годы в городе организован стройтрест № 508, вступает в строй
колбасный завод, открыто автобусное движение. В 1973 году первую продукцию
выпустили рыбокомбинат «Совгаванский» (впоследствии база океанического
рыболовства и молокозавод).
С 1975 года судоремонтный завод ММФ стал предприятием малого судостроения —
наладил выпуск морских барж, морских буксиров, самоходных плашкоутов и
различных маломерных плавучих средств.
В 1984 году начал выпускать продукцию завод КПД-6. 1989 год — создание
проектно-строительного объединения «Совгаваньспецстрой».
В начале 90-х в Советской Гавани создано первое совместное
российско-японское предприятие по переработке древесины «Ванино-Тайрику».
В 1993 году открыли порт, и стал возможен заход в гавань судов под
иностранным флагом, приняло первое судно под погрузку ОАО «Терминал».
В 1997 году первую продукцию, получившую международный сертификат качества,
выпустило рыбоперерабатывающее предприятие ООО «Востокрыба».
В 2000 году — порт Советская Гавань получил статус международного.
В 2001 году открыто сквозное автомобильное движение Советская Гавань –
Ванино – Лидога – Хабаровск. Судоремонтные предприятия приступили к выполнению
заказов по модернизации оборудования, используемого при освоении нефтяного
шельфа о. Сахалин.
В 2002 году в связи с разработкой стратегии социально-экономического
развития муниципального образования город Советская Гавань с Советско-Гаванским
районом вошел в Клуб городов-стратегов Российской Федерации.
С 2003 по 2005 годы открылся филиал Комсомольского-на-Амуре
судостроительного завода-завод «Паллада», отремонтирована нефтебуровая
вышка «Орлан». Возобновил выпуск строительных материалов завод ЖБИ,
начато производство строительного камня на базе карьера «Советский».
В 2006 году сдана в эксплуатацию современнейшая школа на 220 учащихся по ул.
Флерова в поселке лесозавода.
Экономика.
Рыбопереработка, судостроение и судоремонт, деревообработка.
С 2008 года Советская Гавань объявлена особой экономической зоной (ОЭЗ)
портового типа, статус дан на 50 лет. Концепция зоны предполагает создание
на территории морского порта Советская Гавань международного многопрофильного
портового и судоремонтного центра. Это позволит в рационально воспользоваться
уникальным географическим положением и природными условиями залива Советская
Гавань и даст толчок в развитии Советско-Гаванского — Ванинского
транспортного узла. 
|