Идея
строительства одной из крупнейших железнодорожных дорог мира зародилась
еще в первой половине XIX века, но путевку в жизнь получила 8 июля 1974
года, когда было опубликовано постановление СССР «О строительстве
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». С тех пор строительство
шло долгих 12 лет, но фактически оно осуществляется и сегодня – в
текущем году продолжатся работы по строительству нового Кузнецовского
тоннеля.
По сведениям пресс-службы ДВЖД, основными «двигателями» стройки были
комсомольцы-добровольцы и военные, которые съехались с разных концов
нашей необъятной страны практически воплощать грандиозный проект.
Помимо двигающего в те годы людьми патриотизма («Партия сказала:
«Надо!» комсомол ответил: «Есть!»), у строителей был и чисто житейский
интерес – увидеть новые края, иметь благоустроенное жилье, хорошо
оплачиваемую работу. И что еще немаловажно – возможность приобретения
дефицитных товаров (дубленки, радиоприемники «Океан», фотоаппараты
«Зенит», спортивные костюмы), а также получить талоны на приобретение
легковых автомобилей, таких, как «Москвич» и «Жигули», при желании -
«Запорожец».
А ведь строить пришлось в исключительно суровых
природно-климатических условиях – через районы вечной мерзлоты,
глубиной от одного до сотни метров. Местность, где должна была пройти
магистраль расположена в зоне высокой сейсмической активности (до 9
баллов). 
«Чертов мост». Говорят, машинисты и сейчас крестятся перед въездом на
него, поскольку мост расположен в крутом повороте на уклоне, имеет
очень большую высоту и двухъярусные опоры. Фото - Всеволод Назимкин.
Но энтузиазм молодых строителей был настолько велик, что были
пройдены все эти преграды. То были и 50- градусный мороз, который
строителям приходилось переживать в военных палатках-времянках, и
непроходимые дебри дальневосточной тайги, где элементарно можно было
столкнуться с диким животным, например, с медведем. А также железную
дорогу пришлось прокладывать через 7 горных хребтов и 11 полноводных
рек.
Единой магистралью БАМ стал 27 октября 1984 года, когда было уложено
знаменитое последнее «Золотое звено» главного хода железной дороги. Со
сдачей в эксплуатацию в ноябре 2003 года последнего участка БАМа -
Северо-Муйского тоннеля - открылись широкие перспективы развития
экономической зоны всей прилегающей к магистрали территории.
Завершение строительства БАМа решило задачи общенационального уровня:
-открыт доступ к природным ресурсам огромного региона, обеспечены транзитные перевозки;
- создан кратчайший межконтинентальный ж/д маршрут Восток-Запад,
проходящий на протяжении 10 000 километров по российским железным
дорогам;
-в военно-стратегическом смысле магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе;
-может стать опорным стержнем хозяйственного освоения обширной
территории (около 1 500 000 квадратных километров), богатой ценными
запасами минерального сырья, топливно-энергетическими, лесными
ресурсами.
Сооружение магистрали ХХ века, одной из крупнейших в мире,
протяженностью 4 300 километров, обошлось государству в ценах 1991 года
в 17,7 миллиарда рублей. Магистраль пролегает по современной территории
Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Республик
Бурятии и Саха (Якутия), Хабаровского края. БАМ перевозит около 12
миллионов человек в год. 
Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (СССР)
Перспективы развития БАМа связаны с разработкой специальной
стратегической программы, в которой обозначено, что до 2020 года на
магистраль планируется потратить 317, 2 миллиарда рублей в ценах 2006
года.
Реализация программы позволит в комплексе обеспечить развитие
железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали, увеличив ее
пропускную и провозную способности, весовые нормы поездов, - говорит
Владимир Крапивный, главный инженер ДВЖД.
Но даже в условиях быстро меняющегося рынка, с принятием новых
технологий и форм сотрудничества, дальнейшее развитие БАМа под вопрос
не ставится. Ведь от того, каким будет облик БАМа, зависят
экономическое благополучие и благосостояние всех жителей Дальнего
Востока.
Сегодня БАМ переживает непростые времена. Но пусть скептики не верят
в будущее магистрали и твердят «дорога в никуда». Создатели великого
железнодорожного пути знают, что это не так!
- БАМ построена так как надо, и там, где надо!- говорят они. - БАМ
живет! БАМ работает! БАМ будет работать! Потому что эта великая дорога
нужна нашей великой стране!
|